Александр третий, придя к власти, начал проводить политику
контрреформ, часть которых имела противоположное значение тем реформам, которые
были проведены в годы царствования Александра второго. С политикой контрреформ
связаны следующие события и процессы: отказ от «конституционного проекта»
Лорис-Меликова, издание циркуляра о кухаркиных детях, проведение судебной
контрреформы и т.д.
Во время правления Александра второго М.Т. Лорис-Меликов
разработал проект «Конституции», который предусматривал введение представителей
от земских и городских учреждений в состав комиссий при правительстве по
разработке новых законопроектов. Обсуждение проекта было назначено на 4 марта,
однако оно так и не произошло по причине убийства Александра второго. В
результате проект так и не был принят будущим императором. Причиной отказа от
принятия проекта М.Т. Лорис-Меликова послужило то, что когда Александр третий
пришёл к власти, К.П. Победоносцев, оказывающий влияние на Александра третьего,
составил Манифест о незыблемости самодержавия, который предусматривал
консервативную политику и убедил императора в том, что ему не следует
продолжать либеральную политику его отца. Политику, которая привела к
обострению деятельности революционно настроенных народников и убийству Александра
второго. В итоге Лорис-Меликов ушёл с должности министра внутренних дел,
относительно либеральный курс был свернут, конституционный проект Лорис-Меликова
не был принят.
Также во время правления Александра третьего был принят
циркуляр «О кухаркиных детях», который рекомендовал ограничить возможности
представителей низших слоёв населения в получении образования. Причиной
принятия циркуляра послужило убийство Александра второго, которое было
совершено сторонниками революционно настроенного народничества, большинство из
которых было выходцами из низших слоёв населения. Ключевую роль в данном
событии сыграл И.Д. Делянов, который разработал проект циркуляра, утвердил и
подписал его, после чего циркуляр «О кухаркиных детях» был опубликован. Проект
ограничивал возможность представителей низших сословий получать образование в
гимназиях и университетах.
Одной из важных контрреформ стала судебная контрреформа. Суть
реформы была в том, что ограничивалась гласность в судопроизводстве по
политическим делам и прекратилась публикация отчетов этих заседаний, что стало
серьезным ударом по первому краеугольному камню всей системы судоустройства
Российской империи. Также был нарушен второй краеугольный камень всей
демократической системы судоустройства — несменяемость судей. Также была
ограничена юрисдикция присяжных заседателей, поскольку из их ведения изымались
уголовные преступления. Причины судебной контрреформы кроются в таких
резонансных делах как дело Веры Засулич, которая была оправдана судом присяжных
ещё при Александре втором, и также была вызвана независимой позицией А.Ф. Кони,
который отказался нарушить закон в угоду консервативной верхушки. Кроме того, к
причинам можно отнести и то, что в 1880-е годы продолжали действовать
террористические ячейки народовольцев, которые собирались убить императора.
Чтобы к этим фигурантам дела не было приковано общественное внимание, власти
решились на ограничение гласности. Самая знаменитая подготовка покушения
связана со старшим братом Ленина - Александром, который был в итоге казнен.
Контрреформы, проводимые Александром третьим, внесли изменения в реформы, проведённые Александром вторым, например, судебная реформа, согласно которой при Александре третьем увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, а также вводилось ограничение гласности суда по некоторым политическим делам, или например, продолжали изменения, начатые Александром вторым, например, было отменено временнообязанное состояние крестьян и узаконен переход на обязательный выкуп крестьянами своих земель. Кроме того, при Александре третьем начали появляться марксистские организации, которые стали основой для образования социал-демократических партий, проводивших революции в России в начале 20 века. Почвой для деятельности таких организаций стали неудачные контрреформы в области образования (циркуляр о кухаркиных детях, закрытие высших женских курсов), которые приводили к ограничению возможностей получения образования молодёжи из низших слоев, что способствовало росту революционной молодёжи особенно среди молодёжи.