С именем Елизавета Петровна связаны следующие события и
процессы: русско-шведская война 1741 - 1743 гг., основание Московского
университета, усиление крепостничества и др.
Одним из таких важных процессов, связанных с Елизаветой
Петровной, является русско-шведская война 1741-1743 гг. Причиной войны является
стремление Швеции вернуть себе территории, утраченные в ходе Северной войны,
которые по Ништадтскому мирному договору перешли к России. Особую роль в этих
событиях сыграл А.И. Румянцев, который вел переговоры со шведами и,
соответственно, заключил, со стороны России, Абосский мир по итогам войны.
Благодаря грамотным дипломатическим действиям А.И. Румянцева Швеция подтвердила
итоги Северной войны и передала России незначительные территории на юго-востоке
Финляндии. Как итог, Россия одержала победу в войне со Швецией, по Абосскому
миру Швеция подтверждала условия Ништадтского мирного договора 1721 года и
признавала за Россией, приобретённые ей, территории в Прибалтике.
Также не менее важным процессом является усиление
крепостничества. Причиной данного процесса является расширение привилегий и
возможностей дворянства, в том числе по отношению к крепостным крестьянам, т.к.
дворянство - опора императорского двора. Особую роль в этом процессе сыграла
сама Елизавета Петровна, которая предоставила право помещику продавать своих
крестьян в рекруты (1747 г.), разрешила ссылать крепостных крестьян в Сибирь (1760
г.), запретила крестьянам вести денежные операции без разрешения помещика,
который выполнял полицейские функции в отношении своих крестьян. Как итог,
действия Елизаветы Петровны способствовали укреплению крепостной системы и
усилению позиций дворянства. Все вышеперечисленное, в том числе, станет одной
из предпосылок крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.
Еще одним важной вехой правления Елизаветы Петровны является
основание Московского университета в 1755 году. Причинами этому служит,
во-первых, то, что Россия нуждалась в грамотных и образованных людях, способных
трудиться на благо своего государства, во-вторых, стремление Российской Империи
повысить свой авторитет на международной арене, как просвещенного и
цивилизованного государства. Важную роль в основании университета сыграл М.В.
Ломоносов, который был инициатором открытия университета. Также он разработал
проект Московского университета, в соответствии с которым ввел три основных
факультета (медицинский, юридический, философский), профессора читали лекции не
только на латыни, но и на русском языке. Также Ломоносов, указывая на пример
некоторых западных стран, способствовал тому, что поступать в университет могли
выходцы из различных сословий (кроме крепостных крестьян). Действия М.В.
Ломоносова способствовали развитию образования и просвещения в России. Также
Елизавета Петровна в 1755 году подписала указ об основании Московского
университета, который до сих пор является престижнейшим университетом России.
Следствием открытия Московского университета является то, что в Российской
Империи стала зарождаться система всесословного образования, что дало большой
толчок для развития российской науки.
Таким образом, имя Елизаветы Петровны оставило значительный отпечаток в отечественной истории. По окончании русско-шведской войны, Швеция признавала условия Ништадтского мирного договора и территории России, приобретённые ей, в Прибалтике, а выигранная война способствовала росту международного авторитета России. Усиление крепостничества способствовало не только ухудшению положения, соответственно, крепостных крестьян, но и усилению позиций дворянства. В свою очередь, само крепостное право будет отменено в 1861 году Александром II. Московский университет, который послужил возможностью получить образование различным сословиям, дальнейшему развитию науки и искусства за счет увеличения числа грамотных и образованных людей, с 1940 года и по сей день носит имя М.В. Ломоносова.