Аргументы в подтверждение:
- Активное государственное вмешательство в экономику требовало высоких расходов, а они покрывались в том числе за счёт кредитов в иностранных банках. Внешний долг страны постоянно увеличивался. Таким образом, российское правительство попадало в зависимость от кредиторов, и, зачастую, было вынуждено принимать вредные для национальной экономики решения в угоду зарубежным капиталистам.
- Активное государственное вмешательство в экономику требовало высоких расходов, а они покрывались в том числе за счёт высоких налогов и выкупных платежей. Выкупные платежи снижали покупательскую способность крестьян, в результате низкий спрос со стороны населения тормозил развитие промышленности – товары не находили сбыта.
- Крупный государственный сектор в экономике способствовал росту коррупции – широкому хищению денег на госзаказах, кумовству и крупным «откатам» в пользу высших чиновников. Так, пресса того времени и ряд современных исследователей обвиняют в неоднократных преступлениях даже самого Витте.
- Активное государственное вмешательство в экономику ускорило появление финансово-промышленных групп и монополизации важнейших отраслей экономики. Так, синдикат "Продвагон" контролировал почти всё производство вагонов в стране. В экономической науке принято считать, что монополии являются негативным явлением, тормозящим экономическое развитие и снижающим уровень жизни населения.
Аргументы в опровержение:
- Государственное вмешательство в финансовую сферу выразилось в денежной реформе Витте. Введение золотого стандарта рубля позволило стабилизировать денежное обращение и уменьшить инфляцию, что облегчило ведение бизнеса и сделало Россию более привлекательной для инвестиций.
- В конце XIX века была введена государственная винная монополия. Это увеличило наполняемость бюджета и позволило тратить больше денег на реализацию крупных экономических проектов – например, строить Транссиб.
- Государство активно вкладывало бюджетные
деньги в строительство железных дорог. Это дало возможность связать отдалённые точки
страны, резко ускорить доставку грузов. Так, запуск КВДЖ позволил получить доступ
к незамерзающим портам Тихого океана и извлекать больше выгоды из торговли. И, тем
самым – подтолкнул экономический рост.
Источник: НезЛО Антона Чубукова