Данный период характеризуется следующими важными процессами: становление консервативного направления, развитие либеральных направлений, формирование радикальных направлений.
Одним из таких важных общественных движений является консервативное направление, которое, по
сути, было выражено теорией официальной
народности. Причиной разработки
теории служит необходимость идеологического обоснования самодержавия, как
единственно правильной концепции осуществления власти. Особую роль в этом
событии сыграл С.С. Уваров, который разработал теорию "официальной
народности" и ввел три
ее основных принципа - "Православие, Самодержавие, Народность" -
соблюдение которых предопределяет самобытность РИ, отличие ее от Европы,
обеспечивает развитие страны. Теория
Уварова признавала самодержавие как единственную возможную форму правления в
России и, соответственно, способствовала укреплению позиций монарха.
Не менее важным общественным движением являются движения либеральной направленности:
славянофилы и западники. Причиной
развития либерального направления является то, что либералы были недовольны
внутренней политикой Николая 1 (продолжение существования крепостного права,
достаточно строгий цензурный устав, деятельность Третьего отделения СЕИВК и
т.д.), которая противоречила либеральным идеям и нарушала права и свободы людей
в их либеральном понимании. Особую роль в движении славянофилов сыграл А.С. Хомяков, который и основал движение
славянофильства. Он обосновал
необходимость отмены крепостного права, свое несогласие с методами реформ Петра
I, выступил с идеей того, что
РИ должна идти по самостоятельному пути развития, не оглядываясь на европейский
опыт. Также стоит сказать про П.Я.
Чаадаева, который был сторонником западничества, которое выступало за
отмену крепостного права, отрицало революцию как метод достижения цели,
преследовало идеи заимствования РИ успехов европейской цивилизации и т.д.
Чаадаев написал "Философическое
письмо", опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп", где раскритиковал эту теорию
официальной народности. Действия Чаадаева
были не понятны правительству РИ и его прозвали сумасшедшим, а журнал закрыли.
Таким образом, сформировалось два пути либерального направления, деятельность,
средства и методы которых, во многом, были схожи. Идеи славянофилов и
западников, высказываемые в журналах и в статьях находили горячий отклик у
молодёжи, позволили сформироваться более радикальным направлениям общественной
мысли.
Также стоит сказать про общественные
движения радикальной направленности (революционные демократы). Причиной развития радикализма в
общественной мысли служит, во-первых, несогласие с внутренней политикой Николая
I, например, радикалы были не согласны с существованием крепостного права,
теорией Уварова и т.д., во-вторых, влияние западной философии (Ш. Фурье),
революционные действия во Франции. Особую роль здесь сыграл М.В. Буташевич-Петрашевский, который создал революционный кружок петрашевцев,
который выступал за отмену крепостного права, уничтожение самодержавия,
установление в России республики и т.д. В 1849 г. петрашевцы были раскрыты
правительством, некоторые из них арестованы или отправлены на каторгу
(например, Достоевский).
Таким образом, общественные движения при Николае I оставили значительный след в отечественной истории. Теории Уварова придерживались многие государственные деятели, например, К.П. Победоносцев, который продолжал ее идеи, идеи консервативной идеологии и был автором Манифеста о незыблемости самодержавия. В большинстве своем идеи радикальных общественных движений повлияли на создание и развитие революционных организаций в дальнейшем, например, "Земля и воля", которая в 1879 г. распалась на "Черный передел" и "Народную волю", представители которых, в свою очередь, в 1881 г. убили Александра II. Все вышеперечисленные направления составляли основу общественной мысли, отражали реалии и состояние дел того времени.