В рамках данного процесса активно развивались мануфактуры, проводилась политика протекционизма и меркантилизма, была введена подушная подать, произошло слияние поместья и вотчины, отмена патриаршества.
Одним из важных процессов того времени является слияние поместья и вотчины. Начавшееся в 17 веке фактическое сближение поместий и вотчин (мена, купля-продажа, заклад поместий), стремление остановить дробление имений и разорений служилого сословия, обеспечение постоянного потока финансов в казну, а также необходимость давления на боярство, всячески избегающего государственной службы, – вот основные причины формирования нового правового статуса землевладений. Петр I тщательно изучил налоговое законодательство европейских стран (прежде всего он использовал аналогичные законы Англии, Франции, Венеции), внес изменения в европейский принцип "майората", определив, что наследником мог стать не только старший сын (или дочь при отсутствии сыновей), но любой по старшинству, и подписал "Указ о единонаследии", в котором впервые употребил понятие "недвижимое имущество", чем поставил точку в юридическом споре вотчинников и помещиков. В результате, с одной стороны, были изменены вековые традиции наследования земли, прекратились дробления имений, налоговые поступления стали стабильными, оставшиеся без земли наследники вынуждены были пополнить ряды государственных служащих; но, с другой стороны, лишение боярских привилегий создало напряженность в обществе, а обязательная служба теперь уже единого сословия – дворянства – настраивала против императора лишенных наследства.
Важным событием того времени является отмена патриаршества. Обязательность усиления контроля над церковными финансами, необходимыми для войны и развития промышленности, снижение влияния патриарха, авторитет которого не вписывался в абсолютистскую модель государства, – основные причины встраивания церкви в государственный аппарат. Идеологом и проводником церковной реформы стал сподвижник Петра I Феофан Прокопович, который решительно выступил с отрицанием авторитета духовенства, теоретически обосновал мотивы замены Патриаршества Духовной коллегией в "Духовном регламенте", ввел в использование латинское понятие "Синод" (хотя и был ярым противником католицизма), описал права и обязанности Синода и в написанной им "Присяге для членов Святейшего Синода" прописал императора главой не только государства, но и главой церкви. Кроме того, при образовании Святейшего Синода Феофан стал его первым вице-президентом. Таким образом, борьба между "святейством" и "царством" решилась в пользу самодержавия, церковь начала терять финансовую и административную автономию, было снижено количество монастырей, из церковных крестьян стали призывать в рекруты, что настроило духовенство против Петра I и, в целом, против его реформ.
Реформы Петра I в социально-экономической сфере явились важной вехой истории и определили дальнейшее развитие страны. Рост мануфактур, политика протекционизма и меркантилизма к концу XVIII века вывели российскую экономику на уровень европейских держав. Введение подушной подати вплоть до ее отмены Александром III будет одним из существенных налоговых поступлений в казну. Созданная система управления с небольшими изменениями просуществует до реформ Александра I, а Синод вплоть до Октябрьского переворота. С другой стороны, попытка урегулировать вопрос о престолонаследии обернется для России эпохой дворцовых переворотов.
Источник: Ludmila Alex