Василий третий был сыном Ивана третьего. Его называют
"последним собирателем земли русской" и именно при нем была создана идея
"Москва – третий Рим". Важнейшими
событиями его правления были: присоединение Пскова, Рязани, Смоленска и еще
некоторых других территорий, русско-литовские войны и т.д. Я же остановлюсь на
двух более значимых, на мой взгляд, событиях.
Во-первых, русско-литовская
война 1512-1522 гг. Причинами войны была борьба между
Русским государством и ВКЛ за приграничные земли, включая Смоленск. Ещё задолго
до этих событий Иван третий принял титул "Государь Всея Руси", что обосновывало
претензии Москвы на земли, которые раньше принадлежали Древней Руси. Поэтому
Москва стремилась получить Смоленск, чтобы лучше защитить столицу, так как
Смоленск был хорошей крепостью. Также к
предпосылкам этой войны можно
отнести то, что незадолго до 1512 года, мы уже воевали с ВКЛ, но та война
носила не очень успешный характер для Василия. Благодаря этой войне с ВКЛ был
присоединен Смоленск. Василий третий
сыграл в его присоединении значительную роль. Мирные переговоры затянулись, так
как Василий третий не соглашался
уступить Смоленск, показав принципиальную позицию. Такая позиция дала свои
плоды. Отсутствие значительных военных успехов ВКЛ привело к тому, что Сигизмунд первый уступил московскому князю Смоленск. Принципиальная позиция Василия помогла достичь исторического успеха.
Таким образом, итогом такой политики
стало значительное расширение Московских земель и упрочение на престоле Василия
третьего.
Еще одним важным направлением стало усиление роли церкви и формулировки идеи "Москва – третий Рим" монахом
Филофеем. Предпосылками укрепления
роли церкви стали победа
иосифлян над нестяжателями и дальнейший рост церковных земель, также сам
Василий третий нуждался в поддержке церкви, так как он женился второй раз,
чтобы добиться рождения наследника. В то время женитьба второй раз не
поощрялась церковью. Монах Филофей написал несколько "посланий"
Василию третьему. В одном из них данный монах говорил об особой роли Руси в христианском мире, о том, что
Россия является хранительницей Византийских традиций и убеждал Василия править по традициям его дедов и прадедов.
Он уверен, что христианство, любовь к религии и верность православию – это
главный элемент укрепления самодержавия и возвеличивания страны в целом. Москва
– третий Рим, потому что первый Рим пал, Византия (второй Рим) пала, третий Рим
– Москва, четвертому Риму не бывать. Идея Москва – третий Рим способствовала
укреплению позиций России в Европе, способствовала идейному единству в русских
землях.
Данный период оценивается историками неоднозначно. С одной стороны Василий третий укрепил центральную власть, расширил территории своего княжества, при нем сложилась общественно-политическая концепция "Москва – третий Рим". Но были и негативные стороны, такие как угроза со стороны Крымского ханства. Но все же к концу своего правления Московское княжество было сильнейшим среди русских земель, и сын Василия – Иван 4 получил в наследство огромные земли Российского государства, удельных земель оставалось не так много. Иван IV уничтожит остатки раздробленности, например, Старицкий удел. Продолжит политику централизации.