Рассматриваемый период связан с именем Ярослава Мудрого, правление которого вошло в историю как расцвет Древнерусского государства. Именно на этот период приходится активный рост городов, ремесел, а также архитектурное строительство, появление зачатков образования (библиотеки, школы, в том числе для девочек) и, как следствие, превращение Киева и Киевской Руси в авторитетное государство Восточной Европы.
Одним из значимых событий рассматриваемого периода, безусловно, является издание письменного свода законов "Русская Правда". Наличие большого количества норм традиционного права, разнившихся в применении у племен Киевской Руси, а также необходимость искоренения нехристианских принципов права, нарушавших стабильность государственного устройства – вот основные причины и предпосылки обращения Великого князя к вопросу кодификации правовых норм в XI веке. Основную и важную роль в создании первого письменного законодательства играл Ярослав Мудрый, который впервые в истории объединил и систематизировал массив норм обычного права славян, принципы Византийского права и прецеденты княжеской судебной практики и создал стройную систему норм гражданского и уголовного права. Результатом принятия "Русской Правды" является складывание правовой системы Древнерусского государства, а летописи русских княжеств этого времени свидетельствуют о широком и повсеместном применении норм Правды Ярослава, что подтверждает мнение историков о величайшем значении этого первого письменного свода законов.
Другим важным событием этого периода является избрание на пост Киевского митрополита "русина", священника невизантийского происхождения. Основными причинами этого события историки считают, с одной стороны, стремление возродить раннецерковные традиции, предусматривающие избрание митрополита на соборе епископов, а с другой стороны, желание подчеркнуть независимость Киева от Византии. Первый общерусский митрополит Иларион способствовал становлению сильной Киевской митрополии: осветил киевскую церковь святого Георгия – небесного покровителя князя Ярослава, и рукополагал в ней новоставимых епископов; вместе с Ярославом Мудрым разработал церковный устав-судебник, вошедший в историю под названием "Устав Ярослава" и определивший на долгое время нормы церковного права. Кроме того, Иларион написал произведение "Слово о законе и благодати", которое в преддверии раскола христианства предопределило в дальнейшем формирование русской православной мысли. Следствием самостоятельного решения Ярослава Мудрого назначить митрополита без согласования с Византией стало повышение авторитета церкви внутри Древнерусского государства, укрепление особой роли Руси в христианском мире.
Давая оценку данному периоду, историки выделяют два аспекта. С одной стороны, за 25 лет правления Ярославу Мудрому удалось значительно укрепить княжескую власть, создать величайшие памятники древнерусской культуры, сформировать гуманистические принципы славянского общества, заложить правовые нормы славянской государственности, не потерявшие свое значение и в последующие периоды истории. Но, с другой стороны, стараясь предотвратить войны за княжеский престол и сохранить мирный путь передачи власти, Ярослав создал новую систему управления и наследования княжеств – лествичную систему, которая через 10 лет после смерти князя будет способствовать зарождению междоусобицы.
Источник: Ludmila Alex