Аргументы в
подтверждение:
- в 1827 г.
был издан рескрипт царя министру просвещения А.С. Шишкову о запрещении принимать
в гимназии и университеты крепостных крестьян, что закрыло для этой социальной группы
доступ к полноценному образованию;
- в 1828 г.
был издан "Устав гимназий и училищ уездных и приходских", вводивший принцип строгой
сословности и ликвидировавший преемственность между училищами и гимназиями, что
закрывало доступ к полноценному образованию для детей крестьян, купцов и мещан;
- в 1833 г.
было издано постановление "О мерах против умножения частных пансионов и учебных
заведений", значительно ограничившее возможность создания частных учебных заведений;
- университетский
устав 1835 г. существенно ограничил автономию университетов, что негативно сказалось
на университетской жизни и процессе преподавания;
Аргументы в
опровержение:
- при университетах
были введены подготовительные курсы богословия, математики, истории, словесности,
древних и новых языков, естественных наук, призванные восполнить недостатки среднего
образования для поступающих в университеты, что способствовало более эффективному
обучению в университетах;
- при Николае
I в университетах стало восстанавливаться упразднённое в 1821 г. преподавание философии;
- при Николае
I было поднято значение университетского образования, учёных степеней и званий,
что давало студентам дополнительный стимул для успешной учёбы;
- при Николае
I был открыт ряд специальных учебных заведений: Технологический институт, Архитектурное
училище, Училище гражданских инженеров и др.;
- при Николае
I расширялось военное образование: была учреждена Военно-морская академия в Петербурге,
открыты новые кадетские корпуса.
Источник: И. А. Артасов, О. Н. Мельникова: ЕГЭ 2021. История. 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ